ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА


Игорь Шишкин

К 145-летию открытия железнодорожного движения
через Пензу

 


Фотографии из архива автора

Испытания временного деревянного моста Моршанско-Сызранской железной дороги через р. Суру в 1874 году


 

Проведение железной дороги через Пензу было встречено горожанами с невиданным доселе энтузиазмом, воодушевлением и ликованием. Пензенский купец и самородный поэт Михаил Иванисов в своей поэме «Пенза. Сатирическое описание города в 1860–1870 годы» красочно живописал перемены жизненного уклада и торговые перспективы, открывшиеся вдруг перед пребывающим в сладкой провинциальной истоме обществом. Он посвятил этому целую главу: «Подъем духа предприимчивости в торговом мире города Пензы и рост города после проведения железной дороги», парадоксально наделив ее документальной точностью стороннего наблюдателя и эмоциями соучастника.

 

Как мной сказано словами:

«Все со временем придет,

Не годами, так веками,

Но своим свое возьмет!..»

 

И сколь лет под спудом кровлей

Город Пенза прозябал!

Ни наукой, ни торговлей

Не имел себе похвал...

 

И все тот же обыватель,

Что был ныне – и давно,

Тот же самый покупатель,

Тоже требовал одно.

 

И текло так год за годом,

День за днем, за ночью ночь...

Но, как сказано народом,

Что прошло – то время прочь!

 

А теперь – во славу Бога –

Оживятся все дела:

К нам... железная дорога

Протянулась и легла...

 

В последней трети XIX века в России наблюдался «бум» в создании железнодорожных компаний. С 1865 по 1875 год протяженность железных дорог увеличилась с 3 842 до 19 029 верст. Этот период характеризуется интенсивным развитием промышленности, особенно тех отраслей, которые обслуживали нужды железнодорожного транспорта.

Город Пенза стоял на перекрестке оживленных и важных торговых трактов Поволжья: Саратов-Арзамас (часть торгового пути Астрахань-Нижний Новгород) и Тамбов-Симбирск (часть «хлебного пути» от Среднего Поволжья к черноморским портам). Вполне естественно, что в некоторых предприимчивых головах зародилась мысль о постройке «чугунки» меж поволжским хлебом и промышленными центрами Европейской России.

В 1864 году началось сооружение Сызрано-Вяземской железной дороги (Москва-Саратов), протяжённостью 703 версты. По проекту она должна была пройти через Рязань, Моршанск, Сердобск и Аткарск с ветвью на Пензу. Однако средств не хватило, и был построен лишь головной её участок – от Москвы до Рязани. В 1866 году дорогу продлили через Ряжск, Козлов (ныне г. Мичуринск) и Воронеж до Ростова-на-Дону. В том же году группа тамбовских помещиков вошла в правительство с ходатайством о предоставлении концессии на строительство железной дороги от Ряжска до Моршанска.

В мае 1872 года начались работы по строительству Моршанско-Сызранской железной дороги. Дорогу вели от Моршанска сразу на нескольких участках. Масштабы работ были грандиозными для того времени. Только на участке Моршанск-Кузнецк в короткий срок было возведено 146 мостов, из них 7 имели протяженность свыше 100 м. Одновременно с железнодорожным полотном возводились вокзалы, мастерские, депо, элеваторы, рабочие общежития и прочие объекты. В рабочих поселках возводились бани, церкви, часовни. Идеологами и локомотивами строительства выступили пензенские высокородные дворяне братья Башмаковы – действительный статский советник Александр Дмитриевич (1825–1888) и бывший инженер путей сообщения статский советник Сергей Дмитриевич (1831–1877). Кроме них, в состав правления специально организованного железнодорожного общества вошли их влиятельные и богатые родственники: троюродный брат, флигель-адъютант, граф Илларион Иванович Воронцов-Дашков (1837–1916) и троюродный дед, шталмейстер Высочайшего двора, Эммануил Дмитриевич Нарышкин (1813–1901).

Благодаря субсидиям на строительство железной дороги, на Пензу просыпался «золотой дождь», город в короткие сроки преобразился: строились каменные дома, рестораны, гостиницы. Главная улица города – Московская, обустраивалась магазинами на столичный лад. Впрочем, всё это прекрасно описано всё тем же Михаилом Иванисовым в его поэме.

А на строительстве «чугунки» трудились десятки тысяч бывших крестьян, лишь недавно получивших свободу от крепостной неволи, за копейки «вкалывая» лопатой, кайлом и кувалдой по 17 часов в сутки, отсыпая насыпи и укладывая рельсы.

Новая железная дорога протяженностью 520 км всего через два года вступила в строй. Впервые в отечественной истории для изготовления рельсов была применена сталь. Титанические усилия строителей, энтузиазм инженеров, финансовые вливания банкиров и предпринимательская воля Башмаковых возымели должное действие. Планы и надежды оправдались полностью и действительность оказалась лучше мечты.

Торжественная закладка железнодорожной станции в Пензе состоялась 19 августа 1873 года. Работами по её сооружению руководил инженер Пётр Борейша. 1 сентября следующего года через станцию прошёл пробный поезд, а 7 сентября прошло испытание моста через Суру. Регулярное движение по Моршанско-Сызранской дороге открылось 11 октября 1874 года: через Пензу прошёл первый поезд на Москву. Уже в первые месяцы эксплуатации Моршанско-Сызранской железной дороги по ней проводились одна пара пассажирских и три пары товарных поездов, принося ощутимую прибыль ее владельцам и акционерам. По завершении основных работ строители Моршанско-Сызранской дороги нанимались на нее обходчиками, стрелочниками, ремонтниками. Тысячи прежних безземельных крестьян обрели работу, твердый заработок и жизненные перспективы. В 1889 году, в соответствие с планом правительства по национализации основных транспортных артерий и созданию единой государственной железнодорожной системы, Моршанско-Сызранская дорога была выкуплена в казну. Затем она была слита с другими сопредельными участками и преобразована в Сызрано-Вяземскую государственную. С началом строительства в 1891 году Великого Сибирского пути, Сызрано-Вяземская дорога сделалась важным звеном в цепи самых протяженных на земле железнодорожных магистралей.

Единственный пензенский вокзал был поначалу скромным деревянным строением. Очень быстро стало понятно, что он не соответствует масштабам трансконтинентального транзита.

Первого декабря 1896 года открывается движение через Пензу по одной из вспомогательных линий Рязано-Уральской железной дороги, связавшей южные губернии Российской Империи с уральским промышленным районом. В самом городе, между путями Рязано-Уральской, Сызрано-Вяземской и Московско-Казанской ж. д. строятся связующие транспортные развязки и перегоны. Пенза превращается в стратегический транспортный перекресток. Именно поэтому, во время 1-й мировой войны сюда переводятся военные предприятия из западных областей, в ближайшей округе обустраиваются военные лагеря. Через Пензу в разы возрастают грузовые и пассажирские перевозки.

После инфраструктурного объединения всех железных дорог было принято решение построить общий пассажирский вокзал на месте вокзала Сызрано-Вяземской железной дороги. Начали строить этот вокзал, известный нам уже под именем Пенза-I, только в 1909 году. Построен он был в кратчайшие сроки. Новое кирпичное здание вокзала было с отапливаемым залом ожидания и церковью. К 1923 году вокзал был достроен вторым этажом. В начале 1970-х это здание было снесено, в 1975 году на его месте построен нынешний вокзал. 


Возведение каменных опорных быков временного строительного моста через Суру


Строительство железнодорожного моста через Суру




Отсыпка насыпи Моршанско-Сызранской железной дороги


Развозка рельсов на строительстве Моршанско-Сызранской железной дороги


Строительство деревянного малого моста на Моршанско-Сызранской железной дороги


Строительство капитального железнодорожного моста через р. Суру – вид с правого берега 


Строительство главных мастерских Моршанско-Сызранской железной дороги в Пензе, зима 1873


Мастерская (депо) Сызрано-Вяземской железной дороги


Группа строителей первого участка


Строительство вокзала (вид с путей)


Вокзал Рязано-Уральской железной дороги (Пенза-IV)


Группа строителей пятого участка


Группа строителей второго участка


Вокзал Сызрано-Вяземской железной дороги (Пенза-I) 


Субботник на Сызрано-Вяземской железной дороге, 1919 год


Пензенские железнодорожники, 1922 год


Субботник на железнодорожной станции в Пачелме (погрузка угля на паровоз), 1920-е гг.


Мост Рязано-Уральской железной дороги


Вид на пути станции Пенза-III, 1960 год


Передовая бригада машинистов Кильдишева на станции Пенза-I, 1957 год


Вокзал Пенза-I, вид с площади. Фото 1-й пол. 1950-х гг.


Вокзал Пенза-I, вид с платформы, 1967 год


Открытие нового здания вокзала Пенза-I, март 1975 года


Ресторан вокзала Пенза-I, август 1967 года


Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.