ЕРЕВАН В ЛИЦАХ


Олег Ткачёв


Фото из архива экспедиции

ДАЙДЖЕСТ ЭКСПЕДИЦИОННЫХ ИНТЕРВЬЮ

 «ИЗ АРМЯНСКОГО ДНЕВНИКА»


«Погрузиться» в нынешний национальный мир этой бывшей братской советской республики помогла недавняя международная экспедиция «Современный этномир. Горизонты Кавказа. Армения», проведенная областным отделением Русского географического общества.

Одним из её членов был постоянный участник подобных экспедиций – Олег Ткачёв. А потому именно журналистским взглядом он и пытался обрисовать картину жизни столицы Армении, – через взятые там многочисленные интервью у её жителей. Наиболее интересные и значимые цитаты из них он и представил сегодня читателям…

 

Артём Нагдян, директор Армянской государственной филармонии,
зала имени Арно Бабаджаняна,  


«Я зашёл в это здание 2 года назад, но всю жизнь был связан с музыкой, поскольку сам являюсь виолончелистом, и очень много раз выступал на этой сцене. И наша семья, что интересно, живёт в доме, где когда-то жил Арно Бабаджанян. То есть нашим верхним соседом был как раз Арно Арутинович, – моя мама хорошо знакома с его сыном. Но и моя мама, и сын Арно узнали, что я являюсь директором этого зала, уже после того, как я поступил сюда на работу. Все произведения этого композитора уже широко известны постсоветской публике. Это и песни, и слова, – то есть очень важно знать русский и армянский языки, чтобы понимать песни. Поэтому, по сравнению с Хачатуряном, нет, конечно, такого же всемирного охвата, но есть очень большой «региональный» вклад. Можно даже сказать, что некоторые фильмы, в которых звучала музыка или песни Бабаджаняна, в отличие от его сочинений, сегодня уже не актуальны. Поэтому очень легко передавать новому поколению ту музыку, которую написал настоящий Мастер. И она очень хорошо усваивается».

 

Вадим Павлович Фефилов, руководитель «Русского Дома» в Армении (Россотрудничества), советник Посольства РФ в Республике Армения


«Что касается разного рода иностранных фондов, то, например, проспект, носящий святое имя, – Ивана Христофоровича Баграмяна, где находится Русский Дом в Ереване – Россотрудничество, руководителем которого являюсь я, работают 6 офисов Сороса. Они здесь действуют под разными вывесками, и это только на этом проспекте. Про финансирование я даже говорить не буду, – оно просто  не сопоставимо с нашим. Они ведут свою работу буквально во всех городах, в самых дальних «дырах», куда только ни приедешь, и «окопались» здесь основательно… И когда меня спрашивают местные журналисты о 30-летии дипломатических отношений с Арменией, то я им отвечаю, что это не только 30-летие дипотношений и дружбы между нашими странами, это и 30-летие с того момента, когда вы, например, это здание, которое было предназначено для  Посольства РФ, передали Американскому университету. Это и 30-летие появления на улице маршала Баграмяна офисов Сороса. Поэтому я думаю, что если мы правильные союзники и партнёры, то должны говорить правду, и мы об этом говорим, пусть это и не совсем приятно».

 

Армена Владимировна Абрамян, куратор русского сектора
средней ереванской школы №55 имени А.П. Чехова

«Что касается нашей школы, замечу, что она носит имя великого гуманиста – А.П. Чехова неспроста. Все наши дети приходят в нашу школу, и, переступая её порог, уже с первого класса, ежедневно видят перед собой классическое чеховское изречение, – о том, что в человеке всё должно быть прекрасно… И это не просто так. Каждый из педагогов старается дать нашим ученикам не только знания, но и воспитывать ребенка, следуя именно этим чеховским постулатам. И когда ученики оканчивают школу и идут в старшие школы и вузы, наши дети в чём-то отличаются от других, – чеховский дух царит, и на этот «пласт» накладывается. Они, действительно, очень хорошо знают русскую литературу, и в жизни, думаю, им это очень поможет».

 

Диана Симоновна Минасян, директор средней школы №55 имени А.П. Чехова,
кандидат экономических наук


«Я родилась в Ереване, живу тут уже более 35 лет, окончила Армянскую школу, поступила в университет Управления, защитила кандидатскую диссертацию, а затем преподавала за границей, в Италии. Являюсь редактором двух научных международных журналов. Написала учебное пособие. Люблю заниматься научной деятельностью. А в этом году начала работать в школе, ибо поняла, что все наши проблемы в вузах происходят от школы, от молодежной среды. Поэтому решила, что у меня много дел именно в школе».

 





Заряна Ромикнур, кандидат исторических наук Института востоковедения
Российско-Армянского университета  


«Я внучка писателя, основоположника армянской литературы Надизарьяна. Все были преподавателями, писали. Папа мой был профессором и геологом. Дядя мой был актёром Ереванского драматического театра, к сожалению, рано скончался… Поэтому наша среда – это люди творческие, научные, – преподаватели, учителя, переводчики. Бабушка была учительницей с маминой линии, отец её был директором школы. Поэтому я тоже со временем поняла, что тоже буду заниматься наукой и писательством».

 










Виктория Александровна Аракелова, специалист по ближневосточной недогматической среде, иранист, религиовед, профессор Института востоковедения Российско-Армянского университета


«Для моего поколения приоритеты уже расставлены, а молодежь ведь растет в культурном поле. И хорошо, если в семье это воспитано, привито детям. Для моих детей вопроса этого не стоит, они давно приобщены к русской и армянской культурам. Но для огромного сегмента населения возникла определенная отстранённость от России. То есть поехать туда нормально, провести там время, пусть, даже поработать. Но вот разрыв с русским культурным полем, – тут только вина государства российского.

Это результат профанации во всех областях, – в искусстве, научном поле. Я против терминов – «собственная наука» или «собственное искусство», ведь всегда есть представители, которые достойно держат марку и уровень. Но когда государство вот так целенаправленно расставляет приоритеты, это ни к чему хорошему не приведёт. И если мы говорим о шоу-бизнесе, мы же должны (поскольку слово «бизнес» обязывает, а мы живем в эпоху рынка) дать этому какие-то объяснения. Для меня драматично происходящее сегодня в поле русской культуры. Это страшное поле конъюнктуры, «проплаченность» иностранными государствами своих интересов. И когда сегодня говорят, что какой-то миллионер из какого-то фонда что-то оплатил, хорошо, я согласна. Но почему не поднять вопрос о том, что в Институте востоковедения Российской академии наук при оплате из Азербайджана выходит абсолютно антинаучная книга, которая дискредитирует всю науку. Я пишу об этом рецензию, говорю об этом, и со мной согласно всё мировое научное сообщество. Но это – непробиваемая стена, и просто потому, что это – уже рынок. Но ведь есть вещи, которые нельзя допускать на этот рынок, ведь это разрушительно для будущих поколений в России, а не у нас или в Баку. Ведь завтра, допустим, студент откроет эту антинаучную книгу в библиотеке, и просто выпадет из международного академического поля. У него в системе ссылок конференции будет… позор, ведь никто этого не признает, ибо это – абсурд. И это то, что меня действительно очень сильно заводит в сегодняшней науке, хотя у нас великолепные отношения с российскими коллегами в разных частях России. Тут нужна политическая воля – сказать, что этого больше не будет. На местном уровне это решается, к сожалению, исключительно финансовым путём».

 

Отец Арсений, настоятель православной церкви Покрова Пресвятой Богородицы в г. Ереване


«Наш храм носит название Покровского, – в честь церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Именно с ней, а также со Святого Георгия, как особо почитаемыми, и началось христианство в Армении. Впрочем, начиналось оно с апостолов, но уже на государственном религиозном уровне, и было принято в 19 веке. РПЦ пришла сюда в 1827 году, пребывает на этой земле и сегодня. В дореволюционные времена были здесь десятки приходов, мы насчитали их более 60-ти. В основном, войсковые храмы, хотя были и приходские. Сейчас их уже не так много, не десятки, а единицы действующих православных христианских храмов в Армении. Но православие постепенно возрождается, увеличивается количество приходов. Так, недавно на въезде в город был построен и ещё один новый храм – Христовоздвиженский, возле американского посольства. Как рассказывали строители, американцы приходили и интересовались, не ставили ли там какого-то тайного оборудования под прикрытием храма. Но духовное присутствие гораздо ведь опаснее для них, хотя они это не очень понимают. Нам ведь техника не нужна разведывательная, – тут литургии совершаются, это страшнее для них будет…»

 



Диакон Аванес Асатрян, сотрудник информационного центра Святого Ичменадина


«У меня русское образование, моя мама – русскоговорящая, а в духовной академии я учился в Москве. Был профессорским стипендиатом, по окончании её вернулся в Армению. В основном, как я замечаю, посещают наш центр россияне армянских корней, так как в России они являются последователями армянской апостольской церкви, и Армения считается их родиной. Посещают иностранцы наш центр обычно в качестве туристов, – им это интересно, так как это древняя история и культура, старинные храмы. Но в основном, армянские центры и участие в богослужениях, – для последователей апостольской церкви».


 

Гвидон Карленович Жадевосян, уроженец Армении, студент 2 курса Североосетинского государственного университета (СОГУ), бакалавр, основатель Фонда Арно Бабаджаняна
в Северной Осетии, продюсер


«Я проводил определенную работу по изучению диаспоры на территории РФ, поскольку с 2004 года являюсь общественным деятелем в Армянском культурном центре и российских общественных организациях.

В связи с последними событиями, когда полностью теряется свет русского мира в постсоветском пространстве, и также постсоветское пространство теряет свой свет на территории РФ, – видно, что это результат активной работы западных «коллег». Об этом я говорил и в недавнем интервью газете «Владикавказ». У нас на почве сохранения своих исторических связей уже несколько лет проводится военно-патриотический международный фестиваль под эгидой Фонда памяти Арно Бабаджаняна. Попечителями его являются и Центральный военный оркестр министерства обороны России, и военный оркестр министерства обороны Армении. Мы проводим эти фестивали, чтобы народ и поколения не забыли дело наших дедов».

 

… Это лишь малая часть интервью (вернее, их фрагментов), взятых в столице Армении и её окрестностях. Всего же на территории этой бывшей братской республики было взято 60 интервью с местными жителями. И отдельная тема и даже целая история, – это русские сёла староверов, поселившихся здесь ещё в начале 19 века, – Фиолетово и Лермонтово. Как живут они сегодня и «чем дышат»? Об этом – в следующий раз…

Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.