Журнал «Культура провинции» издается с марта 2017 года. Обращаем внимание, что это не франшиза, а чисто местное, пензенское издание. Можно сказать, что это проект людей, объединенных общим интересом к судьбе своего родного края – его прошлого, настоящего и будущего.
У нас – богатейшее культурное наследие. И наша главная задача – его сохранить и преумножить. Для этого необходимо относиться к нему бережно и внимательно. К великому сожалению, в последние годы культура страны, вообще, и нашей провинции, в частности, лишена этого бережно-внимательного отношения. Мы увлекаемся новыми масштабными проектами, забывая, при этом, что у нас остаются заброшенными и невостребованными множество уникальных старых. Причем, многие из последних по своему культурно-просветительскому значению в десятки раз выше тех, что реализуются сегодня. Это ни в коем случае не упрек новому, а лишь напоминание о том, что, как говорится в известном слогане, только сохраняя прошлое, можно созидать будущее. Не будем далеко ходить за примером, возьмем уникальнейший объект культуры не только в масштабах Пензенской области, но и всего мира – Музей одной картины, созданный в конце прошлого века. Этот музей – единственный в мире. Недаром журнал «Форбс» назвал его среди шести самых уникальных мировых арт-объектов подобного рода. Причем, в рейтинге журнала он находится на третьем месте – после Музея Луны и Музея Туринской плащаницы. Это ли не повод для гордости за родной край? Однако все постсоветские годы эта жемчужина культуры пребывала в забвении. И лишь сегодня Музей одной картины начинает переживать второе рождение. Очень хочется верить, что это рождение состоится и музей обретет приличествующий ему статус. Чтобы картинные галереи не только России, но и всего мира почитали за честь выставлять свои произведения в городе на Суре.
И еще. Не раз приходилось слышать, что история Пензенского края не слишком богата на события, интерес к которым не исчерпывается границами губернии. Мы с этим категорически не согласны! Да, есть города, куда более древнее, чем наш. Но значимость прошлого определяется не столько его древностью, сколько отношением к нему сегодняшних поколений. Ведь, согласитесь, можно жить по-соседству с Колизеем и ни разу не поинтересоваться, что это, собственно, за развалины.
Да, в советские времена исторические знания для широких слоев общества во многом регламентировались официально принятой трактовкой. Вполне возможно, что делалось это из благих побуждений – во избежание смуты и разногласий в обществе (кстати, именно это мы сегодня и наблюдаем). Но, как известно, благими побуждениями выстлана дорога в ад. Отсутствие сформированного навыка самостоятельно мыслить, анализировать события, опираясь на объективные, достоверные данные, а не на «линию партии», привели к еще большей сумятице и разногласиям. И, тем не менее, мы вправе и должны знать свою историю – во всей ее полноте, многообразии, неоднозначности и даже неприглядности. Глупо – стыдиться своего прошлого. Прошлое нужно знать и, по возможности, извлекать из него уроки. В противном случае, как совершенно справедливо указывал наш великий земляк Василий Осипович Ключевский, история нас обязательно накажет за такое пренебрежение.