ЗАКЛЯТЫЕ ДРУЗЬЯ


Вячеслав Карпов


Плакат середины 1980-х. А. Кравченко. «Разум победит!»


12 марта 2015 года из полугодовой орбитальной командировки с космонавтами США вернулся наш земляк Александр Самокутяев. На первой же после приземления пресс-конференции он сказал знаменательные слова: «Есть такая система «Земля-МКС-Экипаж». Это единое целое. Внутри мы вместе. Когда что-то случается, мы надеваем один противогаз. И мы за него не боремся, а помогаем друг другу спастись. Мы занимаемся своей работой, она нам нравится, и мы друг друга уважаем».


Американские врачи защищали Севастополь


Как это ни парадоксально сейчас звучит, но единственной из великих стран, поддержавших Российскую империю в бездарно проигранной Крымской войне 1853–1856 годов, были Соединенные Американские Штаты (САШ). Молодая заокеанская республика, объявив официально нейтралитет, восхищалась обороной Севастополя, помогала нам оружием, медикаментами, 43 врача-добровольца трудились на поле боя. Русские врачи заказали для своих американских коллег памятную серебряную медаль. На ней выгравирован равноконечный крест, медицинский знак и надпись – «Севастополь. Американским коллегам от благодарных русских врачей в память о совместных трудностях и лишениях».


Гордясь работой с великим Пироговым, врач Уайтхед писал, что награды будут напоминать ему о том, что ему выпала честь оказать помощь офицерам и солдатам, которые покрыли славой русское оружие и завоевали Севастополю имя бессмертного. После войны все американские врачи вернулись домой, их наградили серебряными медалями «За защиту Севастополя» и бронзовыми «В память Крымской войны 1853–1856 годов». Три доктора награждены орденами Святого Станислава, а один – орденом Святой Анны третьей степени.


Лето 1854 года, героическая оборона Петропавловска от англо-французской эскадры. Решив свои дальневосточные дела, эскадра коалиции готовилась к аннексии русской Америки и была готова отправиться на Аляску. В обороне Петропавловска прославился потомственный пензенский дворянин, будущий контр-адмирал, а c 1863 года главный правитель Русской Америки – Дмитрий Петрович Максутов. 16 декабря 1866 года император Александр II провел специальное совещание, где все одобрили идею продажи Аляски. Младший брат императора, Великий князь Константин (глава морского штаба России) писал министру иностранных дел А. Горчакову: «…продажа эта была бы весьма своевременна…Cоединенные Штаты возьмут у нас помянутые колонии и мы не будем в состоянии вернуть их…». В ночь на 30 марта 1867 года, в 4 часа утра, договор о продаже Аляски Соединенным Штатам был подписан. Аляску продали за 7,2 млн. долларов. После окончательной сделки газета «Нью-Йорк Герольд» писала: «Россия и США – два молодых гиганта Старого и Нового света… Они должны быть дружественны со своими огромными владениями, и никогда, ни на море, ни на суше не выступать друг против друга. Интересы этих стран требуют, чтобы они шли всегда рука об руку в их историческом ходе».


30 процентов территории современных США – это русские колонии, приобретенные у Российской империи: Гавайи, 1814 год, Калифорния,1841 год, Аляска,1867 год, и территории всего тихоокеанского побережья от Форт-Росс (Калифорния) до Ново-Архангельска (Аляска).


Россия отстояла независимость США

Буквально через несколько лет, в разгар Гражданской войны в Америке, Россия помогла отстоять независимость и целостность американского государства от сепаратистов рабовладельческого Юга. Отвечая на обращение А. Линкольна о помощи, князь Горчаков сказал послу США в Петербурге: «Ваша страна еще только появилась на свет, когда русские стояли у вашего изголовья, как ангелы-хранители, во время первого президента Вашингтона. Нам не нужны Северные и Южные Штаты – нас устроят только Соединенные Штаты Америки». В 1863 году, в обстановке строжайшей секретности, к берегам Америки были отправлены две русские эскадры – Тихоокеанская и Атлантическая, в общей сложности 11 боевых кораблей, 3000 моряков, 260 орудий. Россия решала свои стратегические задачи, а также предполагалось, что визиты русских кораблей станут демонстрацией поддержки Севера этой страны, президента Линкольна. В составе русских эскадр находились и моряки, имеющие непосредственное отношение к пензенскому краю: мичман Петр Николаевич Дурново и лейтенант Андрей Карлович Де-Ливрон. Петр Дурново вошел в историю как ярый противник реформ Петра Столыпина и как последний министр внутренних дел Российской империи, умерший естественной смертью. Его прозвали «Русский Нострадамус». Похоронен в селе Трескино Колышлейского района Пензенской области, где находилось имение братьев Ивана и Петра Дурново. Андрей Карлович Де-Ливрон – будущий контр-адмирал. В Пензе известна другая ветвь знаменитых моряков. Андрей Францевич Де-Ливрон, русский адмирал, первооткрыватель Аляски (1817–1919), c 1855 года, уйдя в отставку, поселился в Пензе. Как же Америка принимала русские эскадры? Госсекретарь США отметил: «Наша дружба распространяется на Россию в любом случае, и мы предпочитаем ее любой европейской державе просто потому, что она всегда желает нам добра». Новорожденным, в массовом порядке присваивались русские имена, в продажу поступили казацкие пистолеты, новгородские подвязки, московские рубашки. Даже Бродвей называли «Русской мостовой»! Грандиозный бал в честь русских моряков в Музыкальной Академии Нью-Йорка превзошел по роскоши все подобные мероприятия, когда-либо устраивавшиеся в Америке. Прибытие российских эскадр сделало невозможным для Англии и Франции вооруженное вмешательство в дела США и России. Итоги визита русских эскадр подвел начальник таможенной службы Сан-Франциско: «В настоящее время ни одна нация на земле не трогает так сильно американское сердце, как народ великой империи, который вы достойно представляете в Сан-Франциско». Было бы, наверное, полезно почаще вспоминать эти слова, причем, обеим сторонам.


В конце прошлого года мне довелось познакомиться с интересным человеком. Алексей Евгеньевич Сузюмов – наш земляк, с 1982 по 2006 год работал сотрудником Секретариата Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), сейчас является экспертом ЮНЕСКО, живет в Париже. Алексей Евгеньевич рассказал о своем отце Е.М. Сузюмове (1909–1998) – географе, писателе (автор 13 книг и 150 научных статей), почетном полярнике, почетном гражданине г. Н-Ломов, имя которого присвоено одной из улиц в микрорайоне «Заря».


В годы войны Е.М. Сузюмов был помощником знаменитого И.Д. Папанина, дважды Героя Советского Союза, Уполномоченного Госкомитета обороны по перевозкам на севере. Штаб Папанина принимал военные грузы союзников, отвечал за их незамедлительную отправку на фронт, а также за вывоз стратегических грузов из сибирских портов на запад, на фронт. История ленд-лиза, услышанная, можно сказать, из первых уст, думается, заинтересует читателей.




От Пензы до Северного Ледовитого океана

(из военной биографии Е.М. Сузюмова)



Евгений Матвеевич Сузюмов родился в 1908 году в Пензе, здесь же окончил среднюю школу №4, высшее образование получил в Москве, занимался генетическими исследованиями. Затем от Наркомата совхозов за несколько лет объездил с инспекциями всю страну. Но 21 июня 1941 года, накануне войны, был переведен в Главное управление Северного морского пути при Совете Министров СССР, где занимал должности диспетчера, адъютанта, а затем помощником Начальника Главсевморпути, легендарного И.Д. Папанина, ставшего в скором времени Уполномоченным Госкомитета обороны (ГКО) по перевозкам на Севере. Мандат Уполномоченного ГКО давал ему практически неограниченные полномочия. О своем переводе Сузюмов вспоминал так: «Папанин позвонил по «вертушке» моему Наркому, и вопрос о моем переводе в ГУСМП был решен за одну минуту». Мнения Сузюмова при этом никто не спросил – раз надо, значит надо. Сузюмов получил указание немедленно выехать на о. Диксон – базу Западного сектора Арктики Главсевморпути. Оттуда Папанин должен был лично руководить ледокольным флотом и грузовыми перевозками. Но начавшаяся в ту ночь война спутала все планы: Папанина задержали в Москве, и на Север, в Архангельск, он прибыл только в ноябре 1941 года. А 1 декабря к нему присоединился Сузюмов, с закрытием летней навигации вернувшийся с о. Диксон. Так началась их совместная работа длиной в 40 лет – на военном Севере, в Главсевморпути, в Академии наук СССР.


Как начальник Главсевмормути, Папанин отвечал перед руководством страны за перевозки на Севере. Караваны судов шли по Северному морскому пути с востока на запад и с запада на восток, везли из Сибири сырьё, необходимое для военной промышленности, перегонялись военные корабли с Тихого океана. Штаб Главсевморпути на Диксоне, где вначале работал Сузюмов, высылал навстречу караванам транспортов ледоколы, осуществлял их проводку через арктические льды. В это трудно поверить, но вся Западная Арктика стала ареной боевых действий – фашистские субмарины до середины войны почти беспрепятственно хозяйничали в этой акватории вплоть до Новой Земли. Небольшие тихоходные суда Главсевморпути вели за ними постоянную охоту. А ведь от бесперебойной работы Северного морского пути зависело снабжение армии, промышленности, населения. Особой задачей Папанина, как Уполномоченного ГКО, и его штаба, где служил Сузюмов, были операции по «ленд-лизу» – приемка караванов судов, шедших из США и Великобритании с военными грузами, их разгрузка и незамедлительная отправка на фронт.


Очень долго у нас замалчивался тот факт, что уже в конце августа 1941 года из Англии, подвергавшейся жестоким фашистским бомбардировкам, пришел первый караван с 37-ю истребителями «Харрикейн». Для начала английские летчики прикрыли ими небо над Мурманском, сбили с десяток фашистских самолетов, а затем обучили полетам на этих машинах наших летчиков. В октябре англичане отправились домой. На «Харрикейнах» летал командующий ВВС Северного флота генерал-майор А.А. Кузнецов (после войны ставший начальником Главсевморпути, удостоенный в 1949 году звания Героя Советского Союза за создание линии обороны в высоких широтах Арктики), а также легендарный летчик-ас Покрышкин и другие наши авиаторы. Это, конечно, не означает, что наша страна не строила самолеты, но начальный период войны был самым трудным. Всего за годы войны Советский Союз получил от союзников 22 195 самолетов, а на советских заводах за этот период было произведено 143 000 крылатых машин. От Великобритании за годы войны было получено 5218 танков, от США – 7500. Советский Союз за этот период произвел 110 000 танков.1 октября президент США Рузвельт подписал закон о ленд-лизе для СССР – США согласились «сдать в аренду» советским войскам технику, продовольствие и нефтепродукты на $11,4 млрд. долларов. По условиям ленд-лиза, уничтоженное во время войны имущество оплате не подлежало, а вернуть долг за «выжившее» Советский Союз согласился в размере $722 млн. Соответствующее соглашение было подписано с США в 1972 году. На сегодняшний день весь долг выплачен.


Насколько важной была для СССР помощь союзников? За время войны, например, поставки авиационного бензина от союзников превысили объемы советского производства, каждый пятый-шестой самолет в советских ВВС был импортный, поставки автомобилей за годы войны в 1,5 раза превысили объемы внутреннего производства, и т.д. Поставлялась и американская тушенка, которую солдаты называли «второй фронт», и другие виды продовольствия. Помощь была заметная.


Мурманск – единственный незамерзающий порт на Севере, поэтому туда переместился штаб Папанина. Именно в этот порт шло большинство союзнических караванов, и именно этот город-порт стремились захватить фашисты. В своих воспоминаниях Е.М. Сузюмов говорит о том, что по интенсивности бомбардировок Мурманск уступал только Сталинграду. Караваны судов шли один за другим. С декабря 1941-го по март 1942-го в Мурманск прибыла дюжина караванов – порядка 50 грузовых судов. И всё это требовалось разгрузить, сохранить под бомбежкой и немеденно отправить на фронт – в этом и состояла работа папанинского штаба. Не все караваны в полном составе доходили до порта назначения – в пути за ними охотились немецкие подлодки, торпедоносцы и бомбардировщики. Опытные советские полярные капитаны старались идти как можно севернее – вдоль кромки льдов, в полосе туманов. Это спасло много грузов и человеческих жизней, но были и крупные потери. Немцы потопили 85 британских торговых судов и 16 боевых кораблей. Свои впечатления от того дня, 11 января 1942 года, когда в Мурманск пришел караван PQ-7, Сузюмов описал так: «...на территорию порта было сброшено больше тысячи зажигательных бомб. Это был сущий ад... Надо было и тушить пожары, и госпитализировать раненых, и разгружать суда, и накормить моряков каравана...». Выполняя распоряжения Папанина, Сузюмов бывал в самых «горячих» точках. К нему стекалась вся информация о приходе и разгрузке судов, о бомбардировках порта и разрушениях в нем, о ситуации с загрузкой железнодорожного транспорта для фронта. О ленд-лизовских караванах Сузюмов написал статью-воспоминание «Караваны продолжают приходить».


Кстати, в ленд-лизовских перевозках участвовал и знаменитый пензенец – капитан Бадигин, ставший после войны одним из крупных писателей-маринистов. Его имя гремело перед войной по всей стране. В предвоенные годы он с горсткой экипажа из 15 человек провел в арктических льдах три зимовки – 812 дней на ледокольном пароходе «Георгий Седов». Спас судно, собрал уникальный научный материал о природе Арктики. Был удостоен звания Героя Советского Союза. С началом войны являлся одним из руководителей ледокольного флота Главсевморпути, затем стал капитаном грузового судна, перевозившего паровозы из США во Владивосток. Эта работа требовала от судоводителя предельной точности – груз был настолько тяжелым, что тихоокеанские волны легко могли за какие-то секунды опрокинуть судно.


Е.М. Сузюмов (нижний ряд справа) с И.Д. Папаниным (в центре). 1945 год.



К весне 1942 года у союзников возникли сомнения в способности нашей страны справиться с громадным потоком ленд-лизовских грузов. Для проверки ситуации в мае в Мурманск приехал уполномоченный Министерства торгового мореплавания США капитан Аксель Пирсон. Позже Папанину переслали по дипломатическим каналам копию его отчета об этой инспекторской поездке (ее Сузюмов описал в очерке «Миссия капитана Пирсона»). Вот что там, в частности, говорилось: «...На нас сбрасывали бомбы утром, днем и ночью. Мы переживали по 14 бомбежек в день. Я подсчитывал налеты в течение 38 дней: нас бомбили 168 раз. После этого я бросил записывать бомбежки. Здесь вошло в привычку работать до самого последнего сигнала тревоги и многие продолжали работать и во время налетов... Что это за люди! Я никогда не наблюдал у русских подавленного настроения. Боже мой, что за народ эти русские? – спрашивал я себя ежедневно. Они абсолютно уверены в том, что выиграют войну... Мне нравятся русские. Они знают, за что воюют».


В июле 1942 г. в пути был разгромлен караван PQ-17 (из 35 судов немцы потопили 24 – англичане из-за боязни боевых потерь вероломно отозвали свои военные корабли охранения, и торговые суда остались без защиты), и в союзнических поставках наступил длительный перерыв. Это время Папанин и его помощник Сузюмов провели на трассе Севморпути, «разгребая» завалы грузов, скопившихся в северных портах. Бывший революционный матрос и крымский чекист Папанин действовал жестко, а временами, видимо, и жестоко. По свидетельству академика А.Ф. Трешникова, во время войны севморпутского гидролога-прогнозиста, Сузюмов «многих людей спас от гнева Папанина». Этому вторит и один из «могикан» полярной авиации Герой Советского Союза, ставший начальником полярной авиации Главсевморпути И.П. Мазурук: «...все полярники и летчики всегда чувствовали на себе его внимание и заботу. Он сделал много добра людям… Большое тебе спасибо, Евгений Матвеевич, от полярников» – сказал он о Сузюмове на заседании Полярной секции Географического общества (Москва, 1978 г.). А известный ленинградский профессор-океанолог И.В. Максимов написал в личном письме (1969): «Помните, Вас называли «светлой головой Главсевморпути». А еще называли «совестью Главсевморпути»... (Российский государственный архив экономики, личный фонд Е.М. Сузюмова, ф.627 оп.1 д.171).


Окончилась война. На долгие годы операции по ленд-лизу были «забыты», публикации о них подвергались строгой цензуре. Своему сыну Евгений Сузюмов как-то рассказал, что, согласно договоренностям, американские грузовые суда приходили в Мурманск забирать то, что «выжило» во время войны. В частности, автомобили-«студебеккеры». Именно на них монтировались орудия Победы – знаменитые «Катюши». Грузовики подгоняли на пирс, судовой кран поднимал машину, а потом ронял вниз, и машина превращалась в груду покореженного металла. Евгений говорил, что суровые русские грузчики плакали, видя такое варварство...


Штаб Уполномоченного ГКО Папанина после войны был расформирован. Сузюмов вернулся в Главсевморпуть, вместе с А.А. Кузнецовым участвовал в 1949 г. в создании линии обороны на арктических льдах. В тот год было создано НАТО, стало известно о его агрессивных планах. Затем Сузюмов был переведен в Академию наук СССР, стал заместителем начальника нового отдела морских экспедиционных работ, получил звание «полковник-директор» Минморфлота СССР. За свою деятельность в военный и послевоенный период был награжден семью орденами и многими медалями, почетными знаками «Ветеран Северного флота», «Участник плаваний в конвоях», «Почетный полярник». Особенно гордился медалью «За оборону советского Заполярья».


Малая родина достойно отметила достижения своего земляка. Одна из улиц в Пензе в микрорайоне «Заря» названа его именем. В феврале 2018 года Пензенское областное отделение Русского географического общества установило там памятный стенд. В 2016 году Почтой России была выпущена почтовая карточка с портретом полярника. На фасаде гимназии №4 «Ступени» появилась посвященная Сузюмову мемориальная доска. В 2017 году в городе был открыт сквер Полярников. Его «уголок» есть в музее русских экспедиций РГО в Пензе, в гимназии №4 «Ступени», а также в музее г. Нижний Ломов, городе, где Евгений Сузюмов провел школьные годы, где потом стал Почетным гражданином, где на доме его родителей в 2004 году была установлена мемориальная доска в его честь.


Сын Е.М. Сузюмова А.Е. Сузюмов у стенда, посвященного памяти отца, в мкрн. Заря.




Для чего нужен этот рассказ? Без сохранения исторической памяти не может жить и развиваться ни одна страна. Надо знать и помнить о тех, кто был до нас, чьи ратные и трудовые подвиги стали фундаментом великих побед и величия нашей державы. Надо всегда помнить, что все мы в неоплатном долгу перед этими людьми. Надо быть достойными их памяти и стремиться к тому, чтобы хотя бы немного быть похожими на них.


Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.