Вышла в свет книга Игоря Шишкина «История пензенской геральдики (1724–2024)». Она приурочена к трехсотлетию первого и самого известного пензенского герба – трех снопов.
В книге читатель сначала знакомится с официальными символами
России и Пензенской области, геральдическими правилами, историей
административно-территориального деления Сурского края до
Безусловно, первостепенный интерес вызывает история появления собственно тех самых трех снопов. Автор окончательно и бесповоротно доказывает, что герольдмейстер Франциск де Санти при создании эмблемы Пензы взял за основу эмблему Драгунского полковника Тихона Никитича Стрешнева полка, стоявшего тогда в нашем городе. На эмблеме этой был изначально еще и девиз «Едино содержит всех», то есть, говоря по-современному, «все как один» или «сила в единстве».
Символы, изображённые на гербах, нельзя читать как живописную картинку. Каждый из них иносказательно отображает какую-то мысль, идею. Этот принцип и иллюстрирует образ снопа, как «единение» и «коллективизм». Сельское хозяйство здесь ни при чем. Версия, что три снопа – символ плодородия Пензенской земли, появилась на два столетия позже.
Три снопа в качестве эмблемы Пензы появились на свет именно
в
Между прочим, ровесники пензенского (или старше его) – только 32 городских герба в России (из более чем 1100, утверждённых до 1917 года!). Согласитесь, это повод для того, чтобы отметить трехсотлетний юбилей на губернском уровне серьезно.
Кроме собственно истории развития пензенской геральдики, в книге помещены все современные официальные символы городов, райцентров и районов области с полным их геральдическим описанием и историческим обоснованием.
Иллюстративный ряд книги уникален. Здесь и факсимильно
воспроизведенные документы, посвященные утверждению официальной пензенской
символики, из центральных и пензенских архивов; и страницы из гербовников
разных лет; и фотографии с примерами использования гербов – от кованого крыльца
дворянского собрания до нагрудного знака земского судьи или лацканных значков
нашего времени.
Дизайн, верстка и подготовка к печати книги – плод труда замечательного пензенского художника и дизайнера Сергея Сюзева.
Рисунок Олега Антонова