ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ


Вышла в свет книга Л.В. Рассказовой «Абашевская игрушка.
Из прошлого в будущее»



Как это ни покажется странным на фоне разговоров об уникальности и ценности абашевских свистулек, «тренде» Пензенской области, о необходимости их популяризации, но книга Рассказовой – первое (!) полное исследование этого феномена русского народного декоративно-прикладного искусства. Издание адресовано широкому кругу читателей: искусствоведам, музейным работникам, этнографам, краеведам, учителям, старшеклассникам и студентам, коллекционерам  – одним словом, всем изучающим, интересующимся и собирающим глиняную игрушку.

Говоря об этой монографии, чаще всего приходится употреблять слово «впервые».

Начинается монография с искусствоведческого анализа – «Абашевская игрушка как явление народного искусства». Автор впервые подробно останавливается на месте абашевской игрушки в ряду известных гончарных промыслов, выявляет черты сходства и различия, уникальность её истории. Значительное внимание уделено связи традиционной абашевской игрушки с древнеславянской мифологией на основе фундаментальных работ академика Б.А. Рыбакова.


Рассказова Л.В. Абашевская игрушка.
Из прошлого в будущее.
М.: Наш круг, 2024. 252 с., цв. ил. 



Впервые изложена история происхождения и описаны виды традиционных абашевских сюжетов: всадник, барыня, собака со щенком, птички, козлик, кентавры и пр. Автор раскрывает, как увидеть индивидуальный стиль, «руку мастера» в традиционных фигурках. Многих заинтересует разбор исследователя различий между традиционной, авторской и сувенирной игрушкой.

В следующей части – «Открытие игрушки» – впервые подробно и последовательно изложена история бытования абашевской игрушки от побочного предмета сельского гончарного промысла до феномена народного искусства, предмета коллекционирования. Любителям краеведения разных поколений интересно будет узнать о роли представителей пензенских властных структур, музейных работников, интеллигенции в сохранении абашевского игрушечного промысла. Здесь же, опять-таки, впервые даны творческие портреты шести выдающихся мастеров-игрушечников: Л.Ф. Зоткина, Т.Н. Зоткина, И.С. Калимуллиной, Е.В. Соловьёва, Т.Е. Соловьёвой, В.А. Ворожейкина.

Выдающемуся абашевскому мастеру Т.Н. Зоткину посвящена целая «хрестоматия», где собраны публикации о нём, записи монологов, воспоминаний, оценки искусствоведов.

Конечно, нашла место в книге история села и промысла. Подробно изложены необходимые краеведам, этнографам и другим исследователям исторические сведения о селе и его жителях с использованием редких дореволюционных источников (земские обзоры и отчёты, «Пензенские епархиальные ведомости», «Пензенские губернские ведомости», фонды Государственного архива Пензенской области, пензенских музеев), а также работ краеведов-земляков (О.М. Савина, В.А. Мочалова, Н.И. Забродиной и др.). Автор исследует два фактора, повлиявших на появление и развитие гончарного и игрушечного промысла в Абашеве: залежи особой глины и старообрядчество. При этом выясняется, что история староверов в селе начинается только в первые годы 19-го века, а никак не «в глубине веков».

Уникальна четвёртая часть книги – «Абашевские мастера», где Л.В. Рассказова описывает социальный портрет современного мастера-игрушечника. Многих читателей удивит составленный ею список абашевских мастеров и свод биографических материалов о них (большей частью неопубликованных), куда включено более 150 имён, около 20 династий, с 19-го века вплоть до современности.



Игрушки из коллекции Музея народного творчества (отдела Пензенского государственного краеведческого музея)


Прочитав книгу, можно полностью согласиться с авторским заключением, подтверждённым искусствоведами, об уникальности как самой абашевской игрушки, так и истории её бытования.

Яркой особенностью книги является то, что в ней много цветных иллюстраций. Это фотографии игрушек, хранящихся в пензенских музеях, обладающих самой большой и лучшей коллекцией абашевской керамики в России. Особо стоит отметить, что, несмотря на обилие дополнительного справочного материала, книга читается легко и увлекательно.

Новое издание может стать хорошим подарком для любителей и ценителей народного искусства и истории Пензенского края.

К недостаткам монографии можно отнести то, что напечатана она малым тиражом, так как издана автором на свои средства.

 


Лариса Викторовна Рассказова – культуролог, литературовед, музейный работник, краевед. Кандидат культурологии, заслуженный работник культуры Пензенской области. Автор около 300 публикаций по истории культуры, усадьбоведению, культурному наследии, литературному краеведению в книгах и научных сборниках, изданных в Москве, С.-Петербурге, Саратове, Самаре, Калуге, Н. Новгороде, Ярославле, Воронеже, Владимире и др.

Автор музейных экспозиций и многочисленных выставочных проектов Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области, где 38 лет была главным хранителем фондов.

Удостоена медалей, почетных знаков, грамот за личный вклад в сохранение, изучение и популяризацию историко-культурного и природного наследия России. 

Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.