БОЛЬШАЯ РОДНЯ ПЕНЗЕНСКИХ БИБИКОВЫХ-1


Вячеслав Карпов


П.Ф. Соколов. Портрет А.С. Пушкина. 1836 Бумага, акварель. Всероссийский музей А.С. Пушкина


На страницах летописи пензенской истории в большом количестве рассыпаны имена родовитых дворян Араповых, вошедших в жизнь Пушкина. Что это за Араповы? А, главное, что связывало их с великим русским поэтом?

 

Пушкины, Ланские и Араповы – большое «дворянское гнездо»

Начнем с Андрея Николаевича Арапова. Он служил в Кавалергардском полку, а по выходе в отставку поселился в своем имении Андреевка Нижнеломовского уезда. Судьба распорядилась быть ему сватом Н.Н. Пушкиной (Ланской): его старший сын, генерал-лейтенант Иван Андреевич Арапов, адъютант военного министра, почетного гражданина Пензы Д. Милютина, был женат на Александре Петровне Ланской, (в Пензе Александра Петровна, крестница Николая I, фрейлина императорского двора, написала свою книгу «Наталья Николаевна Пушкина-Ланская», в которой оповестила читающую публику: «и только после кончины Натальи Николаевны союзы внуков (ее и поэта) навсегда соединят фамилии Пушкиных и Романовых»).

Младший сын, Николай Андреевич Арапов, был женат на Елизавете Петровне Ланской. Отец и мать пензенских внучек Пушкиной (Ланской) – Николай Андреевич Арапов и 18-летняя фрейлина Елизавета Петровна Ланская – тайно венчались в Михайловском имении старшего сына поэта Г.А. Пушкина. А новую жизнь они начинали в своем имении Анучино – сейчас это село Лунинского района Пензенской области. Их дочери Елизавета, Мария и Наталья, приходились внучками Н.Н. Пушкиной-Ланской. В пензенской картинной галерее есть портрет «Девочки-сестры», где изображены художником Макаровым внучки Натальи Николаевны Пушкиной-Ланской от ее второго брака с генералом П.П. Ланским: Елизавета Николаевна Арапова-Бибикова, которая умерла и захоронена в Пензе, и Наталья Николаевна Арапова-Меликова-Анненкова, умершая в Версале в возрасте 95 лет. Автор получил из Франции фото захоронения еще одной внучки – Марии Николаевны Араповой-Офросимовой, бывшей директрисы Русского дома для престарелых эмигрантов под Парижем. Это там, где находится знаменитое кладбище Сент Женевье-де-буа. Первый муж Натальи Николаевны Араповой-Меликовой-Анненковой и муж ее сестры – Марии Офросимовой – известные генералы Белого движения, бывали и жили в Пензенской губернии.


«Девочки-сестры». Портрет Лизы и Наташи Араповых. 1879.
Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого


В имении Анучино впоследствии проживала и внучка Пушкиной от второго брака, ставшая графиней, Наталья Николаевна Арапова-Меликова-Анненкова, вышедшая замуж за внука декабриста, графа Федора Анненкова. Внук декабриста, герой Первой мировой войны, перезахоронен в семейном склепе села Анучино. К своим сестрам Араповым в Пензу приезжали дети А.С. Пушкина – Мария Александровна Гартунг и Александр Александрович Пушкин, а также внуки поэта. Именно Араповым мы обязаны тем, что родовое гнездо поэта – Михайловское – сохранилось. Они уговорили императора выкупить его и открыть там музей Пушкина. Наша землячка, Елизавета Николаевна Арапова, в 1892 году вышла замуж за предводителя нижнеломовского дворянства Виктора Бибикова. А 9 декабря 1910 года у них родился сын Дмитрий, который и является приемным отцом сегодняшней хранительницы памяти и наследия знаменитых Араповых – Ольги Макушиной.

У автора есть копия свидетельства о рождении Дмитрия Бибикова, хотя в современной пушкинистике закрепилось мнение, что он – приемный сын. Наверное, родители скрывали его дворянское происхождение в наступившие «окаянные» революционные дни. В.Д. Бибиков происходил из старинного дворянского рода, избирался почётным мировым судьей, в 1898–1913 гг. состоял нижнеломовским уездным предводителем дворянства, в 1913–1917 гг. – пензенским губернским предводителем. Отец Виктора Дмитриевича – Дмитрий Дмитриевич – был женат на Елизавете Шереметевой, племяннице Николая Соломоновича Мартынова, убившего на дуэли Михаила Лермонтова. Получается, что убийцы Пушкина (Дантес был женат на Екатерине Гончаровой) и Лермонтова – родственники!

Лермонтов писал: «Когда я только подумаю, как мы часто с вами здесь (в салоне Карамзиных) встречались! Сколько вечеров, проведенных здесь, в этой гостиной, но в разных углах! Я чуждался вас, малодушно поддаваясь враждебным влияниям. Я видел в вас только холодную, неприступную красавицу, готов был гордиться, что не подчиняюсь общему, здешнему культу, и только накануне отъезда надо было мне разглядеть под этой оболочкой женщину, постигнуть ее обаяние искренности, которое не разбираешь, а признаешь, чтобы унести с собою вечный упрек в близорукости, бесплодное сожаление о даром утраченных часах! Но, когда я вернусь, я сумею заслужить прощение, если не слишком самонадеянна мечта стать когда-нибудь вам другом. Никто не может помешать посвятить вам ту беззаветную преданность, на которую я чувствую себя способным».

Бибиков Виктор Дмитриевич



Елизавета Николаевна Арапова (Бибикова)



Лермонтов и Наталья Николаевна были не просто родственными душами – они были родственниками по крови! Так, прабабка М.Ю. Лермонтова Анна Ивановна Боборыкина и прабабка Н.Н. Пушкиной Екатерина Александровна Дорошенко были двоюродными сестрами! Таким образом, Лермонтов и Наталья Николаевна были пятиюродными братом и сестрой! Только недавно выяснилось, что декабристом был еще один родственник – генерал-адъютант Илья Гаврилович Бибиков, сын которого Сергей Ильич – герой русско-турецкой войны 1877–1878 г. Это он доставил в Ставку депешу о взятии Карса. Победитель Наполеона фельдмаршал Михаил Кутузов взял себе в жены еще одну представительницу знаменитого рода Екатерину Ильиничну Бибикову. Сохранился отзыв о В.Д. Бибикове губернатора И.Ф. Кошко: «Жил круглый год в богатейшем имении своей жены, урождённой Араповой, занимался хозяйством. Жена его, ещё молодая женщина, была в моё время красива, а в ранней молодости, судя по многочисленным её портретам на столе мужа, отличалась прямо идеальной красотой. Вообще, оба были чрезвычайно мягкие и сердечные люди». После революционных событий 1917 г. Бибиков оказался на Северном Кавказе в частях Добровольческой армии, откуда вместе со штабом 1-го армейского корпуса генерала А.П. Кутепова эвакуировался в Крым. Из Крыма вынужден был бежать в Турцию, где и умер.


Наталья и Анна Дубельт с отчимом – Николасом Вильгельмом фон Насау,
и его детьми от брака с младшей дочерью поэта. Фото конец 1870-х гг


Араповы гордились своим родством с Н.Н. Пушкиной-Ланской; дружили, вели переписку с детьми Пушкина, считая себя представителями одного большого «дворянского гнезда» – Пушкиных, Ланских, Араповых. В семье П.П. Ланского не разделяли семерых детей Натальи Николаевны от первого и второго браков на своих и чужих. В то же время, высоко ценя Пушкина, Ланской привил им гордость за их великого отца. Начиная по чьей-нибудь просьбе рассказ о своей родне и о поэте А.С. Пушкине, Елизавета Николаевна Арапова-Бибикова говорила: «Российский народ должен быть благодарен деду (генералу П.П. Ланскому) за то, что он вывел в люди и воспитал детей А.С. Пушкина». Добавим от себя – воспитал в духе любви к отечеству и уважения семейных традиций. Елизавета Николаевна Арапова-Бибикова родилась в Висбадене (Германия) у Натальи Александровны Пушкиной-Меренберг, а крестной матерью была Александрина Фризенгоф-Гончарова, дочь которой Наталья (1853–1937), в 1876 году вышла замуж за герцога Ольденбургского Антуана. Петр Петрович Ланской был крестным отцом Елизаветы Николаевны Бибиковой.

Дочь Пушкина Наталья Александровна Пушкина-Дубельт-Меренберг (1836–1913) – вторым браком была замужем за немецким принцем Николаем Вильгельмом фон Нассау, а их дочь и, соответственно, внучка Пушкина Софья Николаевна (1869–1927) – графиня де Торби, была замужем за великим князем Михаилом Михайловичем Романовым (обвенчались в 1891 году), внуком императора Николая I. Возможно, Романовы знали тайну, о которой мы и сегодня можем только догадываться! Королева Великобритании Виктория пожаловала новобрачной и ее потомству титул графов де Торби. (Еще один морганатический брак по линии младшей дочери Поэта, то есть брак, подчеркивающий неравенство происхождения супругов и не дающий права престолонаследия.) Негодованию русского царя Александра III не было предела: «Этот брак, заключенный наперекор законам нашей страны, требующим моего предварительного согласия, будет рассматриваться в России как недействительный и не имевший места». Неожиданный поворот событий навсегда лишил внучку Пушкина права вернуться в Россию. Таким образом, если Поэт по воле императора Николая I не имел возможности покинуть пределы Отечества, то его внучка Софья Меренберг, наоборот, по воле внука Николая I – Александра III – была лишена права жить на Родине. Вот цена высокого родства для потомков Поэта.

В период Первой мировой войны Великий князь Михаил Михайлович способствовал поставкам вооружений из Англии в Россию, а в 1916 году прислал Николаю II письмо, в котором, со ссылкой на данные английской разведки, уведомлял Императора о том, что, в России назревает революция. Их старшая дочь Надежда Михайловна Романова, правнучка Пушкина, вышла замуж за принца Джорджа Маунбеттена, родного дядю Филиппа Эдинбургского – супруга нынешней английской королевы Елизаветы II. Другая правнучка Пушкина, Анастасия Михайловна Романова, в 1917 году вышла замуж за сэра Гарольда Уэрнера, предпринимателя и коллекционера, владельца имения в Лутон-Ху. В начале XVI века здесь жила Анна Болейн, вторая жена короля Генриха VIII и мать королевы Елизаветы I. Гарольд Уэрнер получил от отца Джулиуса Уэрнера компанию по добыче алмазов в наследство. В этом замке и жила Анастасия Михайловна Романова-Уэрнер.

Третий ребенок – сын Георг Николай Нассау, внук Пушкина, женат на светлейшей княжне Ольге Александровне, дочери императора Александра II. Так потомки Пушкина, по линии младшей дочери, породнились с членами королевской семьи, немецкими принцами и герцогами, и родом Романовых. Анастасия Николаевна Арапова – по мужу Маннергейм (1871–1936). Муж – барон Карл-Густав-Эмилий Маннергейм – президент Финляндии. Сын поэта – Григорий Пушкин – женат на француженке Эулали Генар, а их дочь Евлалия вышла замуж за Сергея Васильевича Александровского, кавалергарда и пензенского губернатора, убитого эсером в Зимнем театре Пензы.

 

Жизнь и судьба Пушкина – история России

Литература о Пушкине и его жене по объему во много раз превышает самое полное собрание сочинений поэта. Восьмого cентября 2017 года исполнится 205 лет со дня рождения Н.Н. Гончаровой (Пушкиной). В 1837 году, 180 лет назад, состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. А 10 февраля 2017 года мы отмечали День памяти Пушкина – в этот день, 180 лет назад, его не стало.


Н. П. Ульянов «А.С. Пушкин с женой на придворном балу», 1937.
Институт русской литературы АН СССР Санкт-Петербург



Поэт как-то пожаловался своему ближайшему другу Павлу Нащокину: «Царь ухаживает за моей женой, как обычный офицеришка». Впервые царь увидел Натали в 1831 году (ее cвадьба с поэтом состоялась 18.02.1831 г.) под руку с Пушкиным а аллеях Царского села. Думается, все-таки осознанно рисковал, прожженный в светских делах Пушкин, с 18-летней женой модельной внешности, арендуя дорогую дачу близ резиденции российских императоров. Если семья – это «тыл», то его у поэта, как оказалось, совсем и не было. Если в январе 1834 года Дантес только начинал российскую службу, то Натали уже зажигала на балах и танцевала с императором, и сидела подле него за ужином. А Дантес первый раз увидел юную Натали 21 мая 1835 года на Островах под Петербургом, месте отдыха петербургской знати, где амазонки Гончаровы грациозно управляли чистокровными лошадьми знаменитых конюшен Полотняного завода. При определении Дантеса в полк ему из собственной шкатулки государя назначено было 5000 рублей ассигнациями в год содержания, дана казенная квартира, из придворной конюшни подарены два коня и т.д. Баловень судьбы? Чье тайное покровительство способствовало столь стремительной карьере этой белокурой заурядности? Не оно ли было причиной наглой уверенности Дантеса в собственной исключительности и, как результат, его права на все, что пожелает, в том числе, и… на чужую жену? Не этот ли безнравственный внутренний кодекс привел к трагической развязке? Эти и многие другие вопросы оставались без ответа. Если в середине 1835 года сплетничали о царе и Натали, то конец года заполнили сплетни о ней и Дантесе. Вскоре он начал ухаживать за обеими сестрами, хотя в свете говорили, что старшая у него для прикрытия. Но Екатерина действительно была в него влюблена, а отношения у них начались, по всей видимости, летом 1836 г.

Один из знакомых Пушкина, граф В.А. Соллогуб, в своих «Воспоминаниях» на склоне лет ностальгически восклицал: «…Много видел я на своем веку красивых женщин, много встречал женщин еще обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей (объем талии в корсете у Натали был 30 см., рост 173 см, тогда как у Пушкина 167см – прим. автора)). Она воспитала 14 детей – семь своих от обоих браков и семь осиротевших племянников. Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные, даже из самых прелестных женщин, меркли как-то при ее появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал ее муж, она бывала постоянно и в большом свете, и при дворе, но ее женщины находили несколько странной. Я с первого же раза без памяти в нее влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; ее лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьезно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею не знакомых, но чуть ли никогда собственно ее даже не видевших!..».


Акварель В.И. Гау. 1841 г. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной


В 1831–1832 годах Натали еще мало кому известная провинциалка, но уже в 1834-м – светская львица, пользующаяся откровенной благосклонностью императора. И на поэта посыпались царские милости. 23 июля состоялось высочайшее повеление определить в Государственную Коллегию иностранных дел «известнейшего нашего поэта, титулярного советника Пушкина, c дозволением отыскать в архивах материалов для сочинения истории Петра I». То есть, чиновника 9 класса (их всего было 14) Табели о рангах, хотя Пушкин формально числился отставным коллежским секретарем! Его вновь принимают на работу в МИД с жалованьем в 5 тысяч рублей (через 8 месяцев) – в семь раз превышающим положенное, равное окладу губернатора. К тому же жалованье он получал не в МИДе, а из «специального фонда» Николая I в Минфине. Из этого же фонда, кстати, получали деньги шеф политической разведки России генерал Адам Сагтынский и агент-литератор во Франции – «шпион столетия» – Яков Толстой. На бесчисленные поездки по окраинам империи поэту предоставляли «прогонные» в суммах, вызывавших изумление и зависть у высокопоставленных генералов. Его допускают в секретные архивы для сбора материалов по истории Петра I. Получив заказ в 1831 году от самого императора, Пушкин становится как бы царским историографом, преемником Карамзина. Виктор Листов, доктор искусствоведения, пушкиновед: «Это как в СССР написать официальную биографию Ленина. Второй Карамзин из него не получился, как в свете злорадно и подмечали. Его честь как литератора изрядно страдала. В «дипломе рогоносца», который он получил осенью, ключевым было слово «историограф ордена». Один из иностранных послов после смерти поэта написал, что Пушкин погиб потому, что император повязал его сочинением государственной истории, отвадив от стихов. Была какая-то причина подобной раздражительности поэта».

Десятое мая 1834 года, Пушкин: «Но я могу быть подданным, даже рабом, – но холопом и шутом не буду и у Царя Небесного». Бабушка Лермонтова, Елизавета Алексеевна, владевшая разнообразной информацией о жизни света, как-то обронила загадочную фразу: «Пушкин сам виноват: не в свои сани не садись!» (А через четыре года после известных стихов Лермонтова в гроб загнали и ее 28-летнего знаменитого внука).

Окончание следует.

Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.