БОЧКАРЕВСКАЯ ПЕНЗА:


Максим Денисов

«Дикий Запад» Мокшанского района

 

Открытие дороги от села Нечаевка до села Отрада.



Понятие «Дикий Запад» известно многим, если не всем, благодаря голливудским фильмам. Характеризуется оно, в числе прочего, специфическим отправлением правосудия и восстановлением справедливости с помощью пальбы граждан друг по другу. Это было обусловлено специфической обстановкой так называемого «фронтира» – движущейся границей осваиваемых земель, когда нормальный порядок и закон просто не успевали устанавливаться в должной мере и объеме. Нынешняя территория Пензенской губернии была таким фронтиром в XVI–XVIII веках. Но уже к веку XIX она превратилась во вполне освоенную и цивилизованную (по меркам того времени и условий России в целом). Была потом, конечно, гражданская война, но затем все опять вернулось в нормальное русло. Кто бы мог подумать, что на рубеже ХХ–ХХI веков здесь, в Мокшанском районе области, возродятся нравы фронтира. И люди, отчаявшись найти у власти справедливость, будут сами браться за оружие, дабы ее восстановить и просто защитить себя и своих близких.


Причины этого, на наш взгляд, кроются не только в крушении государственной и хозяйственной систем, произошедших в стране и приведших на местах к торжеству раннекапиталистических отношений в самой их дикой форме. Но и в специфическом стиле управления, установленном тогдашним губернатором области. Но сначала о том, что, все же, произошло.


Кровавая развязка

13 июня 2005 года для села Нечаевка стало знаковым и роковым днем. В этот день в районном центре, Мокшане, у здания райсуда, глава Нечаевского сельсовета Владимир Елизаров застрелил из помпового ружья владельца местного «градообразующего» предприятия – АПК «Нечаевский» – Виктора Мухратова. Непосредственно перед этим судья райсуда Никин вынес решение о взыскании с Елизарова в пользу Мухратова 500 рублей за оскорбление – будущий убийца обозвал свою жертву «бандитом».


Это на время стало сенсацией всероссийского масштаба. Нечасто главы администраций стреляют в местных магнатов. Этому событию даже был посвящен отдельный выпуск передачи «Пусть говорят» на 1 канале в прайм-тайм.


Но, разумеется, не проигрыш дела об оскорблении стал причиной трагедии. Конфликт длился долго и затрагивал всех местных жителей, а также, как стало выясняться, и других интересантов вплоть до главы региона, сыгравшего свою определенную роль в этой истории.


Глава сельсовета Елизаров оказался в этой ситуации в роли народного заступника от произвола местного мини-олигарха. Неслучайно жители по такому случаю, как ни цинично это звучит, устроили настоящий праздник – некоторые мужики, как писали местные газеты, ушли в недельный запой. А также стали проводить митинги с требованием освободить Елизарова и даже собрали крупную, по тем временам, для сельских жителей сумму на хорошего московского адвоката.


Елизаров отстаивал интересы жителей против насаждения на территории сельского совета экономических и социальных отношений, присущих раннему периоду дикого накопления капитала. Отношений, навязанных нам теми людьми, которые обманывали народ страны, прячась за словами о демократии, свободе и равенстве всех. В конфликте Елизарова и Мухратова, как в зеркале, отразилась трагедия русского общества конца 90-х годов, которая произошла вследствие прихода к руководству на всех уровнях власти людей, подобных Мухратову, и тех, кто их поддерживал и выпестовывал. Приход таких людей во власть всегда сопровождался обманом, насилием и разрушением моральных норм и правил. Для этого нужны были люди поддержки, в качестве которых, как правило, всегда выступала группа неформальных помощников в виде самых разных группировок, которые легко и быстро выполняли деликатные поручения. Наиболее ярко конфликт между главой сельсовета Елизаровым и руководителем хозяйства Мухратовым выразился в оформлении последним в свою собственность водопровода, обеспечивающего водоснабжение жителей села Нечаевка и хозяйства, ещё недавно бывшего паевым, а ныне принадлежащего собственнику Мухратову. Елизаров всегда выступал на стороне народа, и, в том числе, в многолетней борьбе за «прихватизированный» Мухратовым водопровод. Нечаевский «помещик» вел себя в этом отношении как настоящий самодур, оставляя жителей без воды неделями. Но и это было лишь одним моментом противостояния, длившегося до кровавой развязки десятилетиями. И включавшего в себя воистину кошмарные и немыслимые для современного нормального общества эпизоды.


Мы предупреждаем читателя, что большинство изложенного приведено со слов Владимира Елизарова (подтвержденных, впрочем, публикациями в местной прессе – газетах «Улица Московская» и «Молодой ленинец», а также эфиром программы «Пусть говорят» на 1 канале Центрального телевидения), что накладывает некий субъективный отпечаток. Что, впрочем, не представляется нам особо важным, ибо мы говорим о том, какой жизнью жило (и во многом продолжает жить) пензенское село в двадцатилетие до и после правления Василия Бочкарева, и как и почему такое стало возможно.


Экспозиция

Село Нечаевка (с прилегающими деревнями) – довольно крупное по пензенским меркам. В нем проживает две тысячи человек. Оно имеет богатую историю. Основано помещиком Петром Панкратовичем Нечаевым между 1721 и 1745 годами. В 1747 году здесь новопоселенное имение Настасьи Ивановны Пересекиной, внучки Петра Нечаева. В XIX веке здесь были построены овчарный и солодостроительный заводы, но основой всего являлось, естественно, сельское хозяйство. В советское время – совхоз имени, как ни странно, Лассаля (немецкого социалиста, «основателя» рабочего движения в Германии и оппонента (!) Маркса).


Фото с официального сайта администрации Нечаевского сельсовета Мокшанского района



В селе – каменная церковь во имя Николая Чудотворца , заложенная в 1843 году. На ее восстановление положили свои труды уже в наше время и Владимир Елизаров и Виктор Мухратов. Бывшие некогда лучшими друзьями.


Виктор Мухратов родился в обыкновенной крестьянской семье, в 50-е годы они с матерью жили в 5 км от Нечаевки. Причём не в доме, а в землянке. Семья у них была бедная. Потом он вырос, устроился в совхоз, получил высшее образование и дорос до председателя. Возглавлял АПК «Нечаевский» с 1977 года. Без малого – 30 лет. В 90-е годы «взял под себя» хозяйство. В негласном рейтинге наиболее прибыльных хозяйств губернии АПК «Нечаевский» занимал второе место, после СПК Ивана Фирюлина. Триста сельчан обеспечивал работой. Платили крайне скудно, но эффективность на общем фоне была налицо. За это его ценил губернатор, которому импонировал также жесткий стиль руководства, столь схожий с его собственным. Мухратов этим охотно пользовался. Он привозил губернатора на свои поля и, тем самым, показывал всем нам: смотрите, кто за мной стоит.


Владимир Елизаров. Ещё во времена своего детства, будучи ребенком, стал обращать внимание на проявление необычных событий и случаев, которые и потом сопровождали его на протяжении всей жизни. И сегодня, анализируя всё происходящее с ним, он начинает свой рассказ именно с истории о спасении им церковного Креста на сельском храме, стоящего в селе заброшенным и разрушающимся. Крест, стоявший на куполе сельской церкви, загорелся, вследствие удара молнии, и упал со всей высоты храма в траву. Здесь его Володя с товарищами нашел, подобрал и спрятал. По его видению сегодня, эта история со спасением Креста является для него исходной и ключевой.


Глава Нечаевского сельсовета Владимир Елизаров. 2004 г.




И позже, уже будучи сельским руководителем в родном селе, он заказал за свой счет районным художникам картину на металле из евангельских событий. За этот поступок и его тягу к Богу к нему неоднократно приезжали с воспитательными беседами «ответственные» работники из района и пытались убрать запрещенный образ. Скорее всего, эти события и ряд других явились основанием для формирования его нравственных основ и понимания жизненных ценностей, таких как: справедливость, любовь к людям и неприятие зла.


Елизаров долгое время считался близким другом Мухратова. Работал с ним бок о бок. Однако, по его мнению, Мухратов очень изменился в 90-е годы, после того как в стране рухнула прежняя хозяйственная и политическая система и начался процесс приватизации, которым Мухратов воспользовался по полной: «Взять хотя бы приватизацию совхоза. Он буквально заставлял крестьян отдавать ему свои земельные и имущественные паи. Если кто-то сопротивлялся, угрожал увольнением. В том числе, увольнением их родственников, которые свои паи сдали. После того, как всё это началось, я понял, что не хочу и не буду работать с таким человеком. И я от него ушёл. Он поначалу приезжал, пытался вернуть меня. Но я сказал: «Виктор Сергеевич, я с тобой больше работать не буду». И вот так мы поссорились».


Оппонирование местному «барину» импонировало жителям. Владимир Елизаров в первой половине нулевых, благодаря своей настойчивости и твердому характеру, был единственным в районе, да, наверное, и в области, напрямую избранным народом, а не назначенным, через депутатское голосование, главой сельсовета.


Водопроводный конфликт

Конфликт жителей Нечаевки и Мухратова не был вовсе конфликтом «классовой ненависти». Он имел конкретные аспекты. Одним из аспектов, как уже упоминалось выше, было издевательство над жителями посредством запретов подачи воды. Всё это было – несправедливо. Водопровод строился за бюджетные деньги, его возводила ПМК «Минводстрой», директор – Кулажёнков Пётр Иванович.


«Однако потом у Мухратова появились документы, как будто, это он его построил. Причём построил чуть ли не за 3 дня. Хотя водопровод строился полтора года.


Мухратов оформил этот водопровод на себя, и начал диктовать условия. За воду мы ему должны были платить баснословные деньги. В том числе, за ту воду, которая вытекала по его вине из трубы по дороге.


Для сравнения приведу пример из объемов водопотребления и стоимости платы за воду районного центра Мокшан и села Нечаевка. Так, по состоянию на 2004 г., 12 тыс. жителей Мокшана потребляли воды на 3 млн. руб. в год, а 2,5 тыс. жителей Нечаевки – на 1,18 млн. руб. в год. При этом Мухратов заявлял, что всё равно остаётся в убытке и требовал повысить плату в 2 раза.


На протяжении нескольких лет село испытывало самый настоящий шантаж. Мухратов доходил до того, что через газеты (!) угрожал отравить воду. И, что самое главное, обещание сдержал. Однажды по его приказу в трубу запустили навозную жижу со свинофермы, и на протяжении 5 дней у людей из крана лилась вода вперемешку с фекалиями.


Вода в селе отсутствовала по нескольку недель и даже по месяцу. Женщины ходили за водой с вёдрами на железнодорожную станцию в полутора километрах. Без воды оставались детсад, школа, больница. Медицинский персонал вынужден был работать в антисанитарных условиях.


В один из дней, зимой, в Нечаевку вынуждены были приехать первые и вторые лица областных министерств, кроме того, заместитель председателя суда, заместитель прокурора, начальник МЧС, начальник районной милиции, заместитель председателя Правительства области Николай Михайлович Ащеулов – всего 17 человек.


Они собрали население села в актовом зале школы, собралось человек 500, Мухратова тоже пригласили, посадили в президиум. И он при всех наотрез отказался включать воду. А тех, кто приехал из Пензы, назвал легавыми собаками и держимордами. Накричал на Ащеулова.


В это же время рядом с водопроводным краном, через который подается вода на село, стоял бульдозер и пожарная машина. Они завалили этот кран снегом и сверху залили водой. Чтобы замёрзло. Начальник МЧС лично откапывал этот кран, чтобы дать людям воду».


И никаких последствий для Мухратова! Не правда ли странно? Это наводит на мысли. Ведь в большинстве случаев, когда руководитель предприятия не исполнял своих обязанностей, с ним, как районная, так и областная власть, не церемонилась. Можно сказать однозначно, что без существенных потаённых причин, такая лояльность к действиям частника-самодура не могла быть оправдана ничем.


Газовый конфликт

Схожий конфликт касался газопровода. Жители Нечаевки скидывались на новый газопровод, сдавали на мясо по 6–7 свиней. При этом Мухратов почти полгода не давал произвести врезку: ему не нравилось, что трубы пойдут вдоль его свинофермы.


Яму, в которой планировалось делать врезку, он залил жидким навозом. Зимой её откапывали ломами. А чтобы он не залил её ещё раз, начальник милиции вынужден был ставить охрану, вооруженную автоматами.


Собаки, бандиты, стволы…

Но это еще были цветочки… Дальше уже дело пошло об угрозе жизни сельчан.


Соседи Мухратова – Тарасеевы – построили коровник по программе развития подсобных хозяйств. Мухратову это не понравилось. Он, вооружившись рулеткой, вымерил, что угол строения коровника находится от угла его дома не на 15 положенных метров, а на 14,6 м. И потребовал от Елизарова, как главы сельсовета, передвинуть бульдозером коровник, фактически его разрушив, на что, естественно, получил отказ.


Тут появились волкодавы. Две здоровенные собаки, которых завел Мухратов. Периодически он их спускал и они носились, в том числе, и по участкам соседей. В один из дней они разорвали собачку на глазах внука Тарасеевых, который потом долгое время заикался.


А в другой год они набросились на жену Тарасеева, которая выносила молоко с этого коровника. Ей разорвали часть руки, но на помощь подоспел сын с охотничьим ружьем, пристреливший зверей.


Мухратов писал заявление в милицию – но ему указали, что собаки убиты на территории Тарасеевых, действовавших в рамках обороны от их нападения.


И тогда появились бандиты. Это были люди, как потом выяснилось, из зареченской группировки в которую, среди прочих, входили несколько мастеров спорта и даже мастера спорта международного класса. Они стали ездить и вымогать деньги у Тарасеева за убитых ценных псов. При этом требования сопровождались угрозами расправы над всей семьей.


Члены этой группировки отличались упорством и безжалостностью, так что угрозы жизни и тем более здоровья для семьи Тарасеевых были реальными.


В последний раз названные выше мастера спорта, прихватив ещё третьего помощника, приехали рано утром прямо на двор дома Тарасеевых и попытались забрать «девятку». Тарасеев-младший был первый, кого они увидели, он возмутился, началась драка. И когда отец увидел, что избивают его сына и направляют ствол ружья ему в голову, он схватил двустволку и выстрелом из ружья убил того, который направлял своё ружье на сына, а второго ранил. Третьего вышибалу Тарасеев-отец и сын вытащили из автомашины, на которой группа рэкетиров приехала в село, повалили на землю, сломали об него ружье и под магнитофон записали его пояснения о том, что их нанял Мухратов. Позже все вещественные доказательства и запись признательных показаний были переданы в Мокшанский РОВД.


Удивительно, но дело упорно стали «заминать». Тарасеев-старший просто требовал, чтобы его задержали и судили – шуточное ли дело, подстрелить двух человек! Но суда так и не произошло. Дело, тогда ещё для всех по непонятной причине, закрыли. А сам Тарасеев, душа любой компании, лучший гармонист области, от пережитого сдал здоровьем, иногда заговаривался и, прожив ещё несколько лет, в расцвете сил ушел из жизни.


Что внушает оптимизм, так это то, что милиция в лице сотрудников Отдела по борьбе с организованной преступностью отнеслась к произошедшим событиям очень серьезно. В доме Тарасеева постоянно дежурили вооруженные сотрудники, а вначале изъятое ружье, как вещдок, сразу же было возвращено в семью, для самозащиты от ожидаемого нападения основной группировки. Именно поэтому члены оставшейся бандитской группировки не смогли отомстить Тарасееву.


Объяснение ещё можно увидеть и в том, что по настойчивым слухам, ОПГ контролировалась на верху губернского руководства. Ведь не просто так же Мухратов с сельского двора пришел к браткам спортсменам за помощью. Судя по-всему, они его знали ранее и, не спросив разрешения, пошли «подзаработать» самостоятельно. Местный барин, положившись на дружбу с высоким начальством, обратился непосредственно к ним. Но самодеятельность вызвала крайнее недовольство Самого, который категорически запретил предпринимать ответные действия и сделал всё, чтобы спустить дело на тормозах. Судя по масштабам преступления, сокрытие деяния, недвусмысленно указывающего на первоисточник проблемы, стоило очень дорого.


Дом Елезарова в Репьевке после пожара.



Неуправляемый председатель

Владимир Елизаров во всех этих конфликтах принимал сторону сельчан, решительно отказываясь помогать Мухратову. За что получал угрозы, а затем и действия по своему адресу. У него сгорел дом в Репьевке. Угрожали спалить и нечаевский.


Мухратов написал на него заявление в суд о краже сейфа. Елизаров отбился.


Но вот в деле об оскорблении Елизаров проиграл. Увидев на выходе из зала суда торжествующего Мухратова, Елизаров в аффективном (доказано экспертизой в институте Сербского) состоянии выхватил из машины ружье (возимое им с момента, когда начали поступать угрозы его жизни) и произвел роковой выстрел.


Владимир Елизаров. Мордовия., п. Леплей, ФКУ ИК №5.



Сразу же после помещения Елизарова в СИЗО, ему вдруг нежданно-негаданно была кем-то организована встреча со священником из Колышлея, который, приблизившись к арестованному, передал ему привет … от Бочкарева и умолял не говорить ничего лишнего. «Василий Кузьмич о тебе помнит», – несколько раз повторил он. Наверное, потому, что Василий Кузьмич помнил о Елизарове, он и получил, имея на руках заключение Института Сербского о его действиях в состоянии аффекта, по полной программе.


Он отсидел 4,5 года из 6,5 присужденных лет. Вышел на свободу, вернулся домой, устроился на работу. Местные жители, по-прежнему, видят в нем своего героя и потенциального заступника. Зовут снова в председатели. Тем более, что конфликты так и остались неразрешенными – на место Мухратова пришел один из его сыновей, продолживший дело отца во всех отношениях.


Сегодня мы фактически видим, что в отношениях предпринимателя и народа на селе ничего не изменилось. То есть, система экономических отношений, навязанная обществу преступными действиями Горбачева и Ельцина и членов их команды, совершивших разрушение государства и захват власти в стране, является прочной, и эти отношения превалируют над нравственными категориями.


Послесловие. О добре и зле

Александр КРЫЛОВ


Именно поэтому в Конституции РФ присутствует иезуитская норма о том, что в нашей стране признается идеологическое многообразие, а также о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. На деле это означает сплошное проведение правительством идеологии либерализма. При этом как чиновники в аппарате президента, так и в аппарате правительства всячески препятствуют формировании среды, благоприятной для воспитания населения в нравственных рамках традиций русского народа, ссылаясь на якобы демократические основы развития нашего общества. Сегодня мы знаем, что словами о демократии активно прикрываются тогда, когда надо оправдать преступную приватизацию и захват власти в стране представителями инородных кланов и групп. Именно этими словами отказывают коренному населению России в праве установить свои, исконно присущие ему нормы, правила и традиции, вместо насаждаемой, т.н. культуры, способствующей спаиванию населения страны, его развращению через продажные СМИ, уничтожению предприятий и рабочих мест и, как следствие, депопуляции. В стране активно расхищаются её природные богатства, сегодня принадлежащие, как это выяснилось, группе международных олигархов в количестве всего 200 семей. Эта политика формирует у подавляющей части населения либо чувства ненависти, либо стремления к достижению ложно поставленных целей на обогащение. Именно эта политика порождает возникновение конфликтов и антагонизмов, аналогичных вышеописанным.

Перестройка создала систему власти, где вместо партийных и комсомольских органов, за плечами новоявленных собственников стояли преступные группировки, которые быстро и эффективно решали любые вопросы, без проведения партсобраний и заседаний бюро Обкома. Именно отказ от идеологии добра, в пользу многообразия идеологий, как записано в Конституции РФ, привел к тому, что на «земле» воцарилась идеология зла.

Известно, что Елизаров в мучительных исканиях, понимая, что может проиграть в суде, за день до вынесения решения судьи, пришел на приём к губернатору и тот его принял. Он просил его помощи, рассказывал, что по своему складу он не может пережить свершившегося беззакония, как он догадывался ещё до решения суда. В ответ он получил только усмешки. Наверное, такое развитие событий было естественным для той действующей власти.

В этом конфликте добра и зла – видна правда, проистекающая из морали того времени: подлец и преступник должен быть отстранен от власти любым путем, несмотря ни на что. А все поддерживающие его лица должны быть привлечены к ответственности и наказаны.

Но это возможно только лишь тогда, когда те, у кого в руках находится власть, кто реально отвечает за управление и развитие общества, поймут, что путь, по которому сегодня развивается общество, есть путь в никуда, абсолютно безнравственный, формирующий проявление человеческих качеств, противоположных добру, любви и справедливости.

Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.