ИСТОРИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ СИМВОЛИКИ


Игорь Шишкин

К 300-летию пензенского герба


Герб Пензенской губернии (1878)


Рассказ о пензенском гербе следует начать издалека, с того времени, когда наш город Пенза ещё не существовал.

Земельная геральдика возникла в Западной Европе в XIII веке, развившись из геральдики родовой. Уже к XVI веку многие города имели на своих воротах герб, как знак полученных привилегий по так называемому «магдебургскому праву». Герб, жалованный верховной властью, был знаком особого почитания, помещался на печатях, чеканился на монетах, присутствовал на форменных мундирах горожан.

В России первые городские гербы появились лишь в последней трети XVII века при царе Алексее Михайловиче, хотя изображения некоторых – около полутора десятков – эмблем городов (Москвы, Новгорода, Твери, Смоленска и других) появились несколькими веками раньше на городских печатях. Таким образом, геральдические образы этих городских гербов восходят к сфрагистике, т.е. к вспомогательной исторической науке, изучающей земельные и родовые печати. Как и в Западной Европе, эти эмблемы с городских печатей постепенно переместились и на гербовый щит. В отличие от Европы, где множество родовых гербов перешли в земельные, в России подобного никогда не было ввиду полного отсутствия родовой геральдики.

Царь Алексей Михайлович

 

Эмблема Пензенского драгунского полка,
помещённая в «Знамённый гербовник» (1730)

 

Граф Франциск де Санти, первый российский герольдмейстер 


Первый русский гербовник, созданный в 1672 году по приказу царя Алексея Михайловича и называвшийся Титулярник, включал в себя уже несколько десятков эмблем. Именно эмблем, а не гербов, изображения которых были собраны с полковых и полковничьих знамён (где они, в свою очередь, появились в первой трети XVII века по примеру иноземных полков, находящихся на службе русского царя). Эмблемы с изображением наших пензенских снопов, мы, конечно же, в Титулярнике не найдём. Нашему городу в тот год не было и десяти лет от роду, как не было здесь и регулярных войск.

Лишь при Петре Первом с созданием им ровно 300 лет тому назад, в 1722 году, Государственной Герольдии российская геральдика стала предметом государственной важности. Наряду с упорядочением гербов дворянских родов ей вменялось в обязанность создание новых городских гербов. Многое в данном отношении сделал пьемонтский дворянин и первый российский герольдмейстер граф Франциск де Санти, специально приглашенный Петром Первым на службу в Герольдмейстерскую контору «для сочинения гербов». Им по заданию Петра были описаны (или созданы вновь) уже 88 гербовидных рисунков, взятых с полковых знамён российских городов. В те времена при формировании воинских полков, каждый должен был иметь знамя с изображением эмблемы (или, другими словами, гербоида, – ещё не герба!) того города, имя которого он носил. Одним из таких гербоидов и стал наш, пензенский, – с тремя снопами. Все эти гербоиды в 1729 году были помещены генералом (будущим фельдмаршалом) Б.К. Минихом в Знамённый гербовник и 8 марта 1730 года Высочайше утверждены. Так что в 2030 году мы сможем отметить 300 лет с момента признания этого рисунка как эмблемы пензенских земель. Когда же наши снопы появились на зелёном знамени Пензенского драгунского полка, точно установить не представляется возможным. Как неизвестно и то, когда же де Санти нарисовал эту эмблему. К сожалению, все рукописные материалы графа, а также местные материалы, как то описания (либо реже – рисунки), присылаемые из городов в Герольдию, почти не сохранились. И потому точная дата появления на свет гербоида Пензы в виде трёх снопов на зелёном поле неизвестна, как, впрочем, вообще трудно сказать – срисовал ли де Санти его с полкового стяга, либо напротив – его авторский рисунок был воплощён на знамени Пензенского полка. Всё же можно утверждать, что рисунок нашего герба появился несколькими годами раньше, т.к. уже в начале 1725 года, сразу после смерти Петра, обер-церемониймейстер граф Франциск де Санти был заподозрен в антиправительственном заговоре и сослан Меншиковым в Якутск. Но все его плодотворные начинания на поприще российского герольдмейстера нашли воплощение в 200-летней работе Государственной Герольдии.

Используя исследования пензенских краеведов Еремина Г.В. и Ереминой Л.Г. по истории пензенского военного гарнизона, я предполагаю, что наиболее вероятной датой появления пензенского герба в бумагах де Санти были 1723-1724 годы. Именно в эти годы в нашем городе дислоцировался Пензенский драгунский полк, первоначально именовавшийся как Драгунский полковника Тихона Никитича Стрешнева полк (затем – Ростовский драгунский полк).

Что же означали собой изображения, ставшие символами пензенской земли?

И вот тут необходимо важное пояснение о самой геральдике. Геральдика оперирует такими понятиями, как символ. Она не занимается живописными картинками. Каждый предмет, образ ли, зверь, изображённый на гербе, является не живописной картиной с натуры, а символизирует нечто иное. Он как бы иносказательно зрительным образом повествует нам о чём-то. Так, сноп в геральдике не есть предмет сельхоздеятельности человека, не указатель на какую-то аграрную его составляющую. Да и откуда ж этому было взяться на полковом знамени в недавно появившейся в диких степях Пензе?

Сноп – символ единства, единения и силы, силы в единстве. Вспомните ту притчу об отце и сыновьях, когда он наказывал им жить в дружбе, и в подтверждение своей правоты предложил им сломать один колосок, а затем пучок колосьев. А на нашем гербе этот сноп ещё и троекратно, по-сказочному, усилен. «Сила в единстве» – вот девиз нашего символа.

Но вернёмся в начало XVIII века. Итак, Знамённый гербовник 1730 года включал в себя 88 утверждённых гербоидов, среди которых была пензенская эмблема, а также еще две эмблемы – полков Саранска и Троицка Пензенской губернии.

В Знамённом гербовнике отмечалось, что гербы «учинены... обо всех городах, по которым ныне полки званиями состоят, с прежних гербовников и вновь по приличеству тех городов». Рисунок эмблемы, помещенной на полковом знамени пензенского полка, послужил впоследствии основой для составления герба города Пензы, Пензенского наместничества, а позднее Пензенской губернии и Пензенской области.

К середине же XVIII века понятие «городской герб» уже приобрело известность в России. Города, имеющие его, считались (и считали себя!) в какой-то степени привилегированными перед городами, своего герба не имевшими. Наш город герб имел. Подобные факты в истории заслуживали уважение.

Граф Бурхард Кристоф фон Мюнних
(Христофор Антонович Миних), фельдмаршал

 

Александр Андреевич Волков,
российский герольдмейстер

 

Барон Бернгард (Борис Васильевич)
Кёне, российский герольдмейстер


Позднее, уже при Екатерине II, российская геральдика получила новое развитие. Были созданы ещё несколько сотен городских гербов. Была принята единая форма всех российских гербов, так называемый «французский щит»: прямоугольник с закругленными нижними углами и острием в середине нижней части. Были введены единые принципы описания городских гербов, единая их цветовая гамма, включающая в себя всего семь цветов.

Герольдмейстер Александр Андреевич Волков придал рисункам гербов Пензы, Саранска и Троицка законченную гербовидную форму. В таком виде они и были утверждены. Интересно, что среди почти тысячи гербов городов России, утвержденных до 1917 года, пензенский – один из старейших, так как из тех 88-ми первых осталось ныне всего чуть более 50. Остальные гербы либо перестали существовать (Иверия, Сибирское царство и др.), либо города эти находятся ныне уже не в России (Киев, Рига, Могилев и др.).

Герб нашего города 1781 года очень хорошо известен горожанам: стоящие в зелёном поле три снопа – пшеничный, ячменный и просяной. Кроме Пензы, Саранска и Троицка гербы получили еще 10 пензенских городов: Верхний и Нижний Ломов, Наровчат, Городище, Инсар, Шишкеев, Мокшан, Краснослободск, Керенск, Чембар. Причем, если Пенза, Троицк и Саранск имели совершенно оригинальные рисунки (так как они были воспроизведены со знамён полков, квартировавших в этих городах), то гербы всех других пензенских городов были созданы А.А. Волковым по рисункам, описаниям местности и т.п. в том же 1781 году. Верхняя половина каждого щита отведена под герб Пензы, губернского города, – так по принятым в те времена геральдическим законам следовало изображать гербы уездных и заштатных городов Российской Империи.

Герб Пензы (1781)

 

Нагрудный бронзовый знак
члена Пензенской городской управы (1870) с гербом города


Указ «Об утверждении гербов городам Пензенского наместничества» был издан 28 мая 1781 года: «...По именному Вашего Императорского Величества указу Пензенская провинциальная канцелярия учреждена наместничеством и к оному приписаны города, но как из них некоторые по новому их учреждению гербов не имели, то вследствие сего, по приказанию Сената правящим должность герольдмейстера действительным статским советником Волковым, городам, сие наместничество составляющим, гербы, кои уже прежде были, те собраны, а учрежденным ныне городам сочинены вновь и представлены с описанием их Сенату. При сочинении ж оных за правило постановлено, чтоб во всяком гербе города Пензенского наместничества в щите была часть из герба наместнического города по примеру прежде уже опробованных вашим императорским величеством гербов, как то красками в оных и означено.

Сенат, рассмотрев, осмеливается всеподданнейше представить оныя на высочайшую вашего императорского величества конфирмацию и просить высочайшего указа».

Резолюция: Быть по сему.

Описание гербам городов Пензенского наместничества

 I.         Город Пенза имеет старый герб. В зеленом поле три снопа: пшеничный, ячменный и просяной. Сие взнесено и во все гербы в первую часть щита, принадлежащий Пензенскому наместничеству...

II.        Саранску.

В серебряном поле красная лисица и три стрелы.

III.      Верхне-Ломову.

В красном поле пять железных ломов, положенных звездою острыми концами к верху, означающие имя сего города.

IV.      Нижне-Ломову.

В красном поле пять железных ломов, положенные звездою острыми концами вниз, означающие имя сего города.

V.        Керенску.

В серебряном поле две вишневые ветви с плодами, означающие изобилие плода сего.

VI.      Наровчату.

В голубом поле гора, на которой видны вновь зачатыя звериныя норы, означащия имя сего города...

VII.     Троицку.

В красном поле золотой крест под короною.

VIII.   Краснослободску.

В серебряном поле четыре сливныя ветви, в знак изобилия сего плода.

IX.      Инсару.

В золотом поле, большой лес, окруженный засекою с надолбами и воротами, означающие изобилие лесами, и находящуюся при оном городе старинную засеку.

X.        Чембарску.

В голубом поле летящий золотой журавль, в знак изобилия сего рода птиц.

XI.      Мокшанску.

В красном поле два бердыша, древние воинские оружии, в знак того, что обыватели сего города суть старых служеб служилые люди.

XII.     Городищу.

В серебряном поле старые градские стены, означающие собою имя сего города, поселенного старых служб служилыми людьми...

XIII.   Шишкееву.

Полосатый золотой и голубой щит, из которых, на трех золотых полосах, поставлены четыре перепелки, в знак изобилия оных.




Утверждение герба губернского города Пензы стало поистине знаменательным событием для нашего города. Ведь с таким символом на знамени шло Пензенское ополчение 1812 года, Под ним пензенские полки участвовали в русско-турецкой кампании. На вицмундирах всех служащих нашей губернии этот герб красовался на фигурных пуговицах. Герб был известен всем – извозчикам и крестьянам, дворянам и купцам. За 200 лет его существования в императорской России ни у одного пензенского губернатора или городничего, городского головы либо простого чиновника в мыслях не было замахнуться на него. Думаю, люди эти были не глупые. Ведь герб – имя, данное городу при рождении, и грех стыдиться или отказываться от него (как, впрочем, по моему мнению, и от исконного названия города). Что касается мировой геральдики, или хотя бы европейской, нам более близкой, знаем, что изменений, замены городом одного герба на другой и, тем более, «конкурсов» (что мы пережили в Пензе в своё время) на передел городских гербов в её истории не существовало!

Проекты гербов городов Пензенской губернии (по реформе Б. Кёне 1857 года)


В середине позапрошлого века герольдмейстером Департамента герольдии стал барон Бернгард (или Борис Васильевич) Кёне, известный в России как автор нового Государственного герба и гербов членов императорской фамилии. Он разработал целую систему использования разных геральдических знаков – корон, обрамлений, украшений и т.п., которые по его замыслу указывали на значимость города и занятия его жителей. Барон Кёне в 1857 году переработал все пензенские гербы, добавив им украшения, водрузив на них различные короны, а главное, уменьшив ту часть, которая указывала на территориальную принадлежность. Теперь герб самого города занимал уже почти всё поле. В таком виде проекты пензенских гербов и хранятся в архивах Герольдии. Практического применения они почти не нашли, так как были сложны в изображении. Работа по их подготовке и утверждению затянулась до начала XX века, а потом и вовсе прекращена.

Из всей большой реформы, которая была намечена в российской геральдике, Кёне смог решить до конца лишь один – важный и значимый – вопрос: разработал и утвердил гербы губерний и областей Российской империи.

Так 5 июля 1878 года был Высочайше утвержден герб Пензенской губернии: «В зелёном щите три золотых снопа, связанные червлёными лентами. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединёнными Андреевскою лентою».

Все исторические гербы, о которых шла речь, перестали быть официальными символами после 1917 года. Ну, а о дальнейшем развитии пензенской геральдики – в следующих номерах журнала.


Герб Пензенской губернии на фронтоне навеса бывшего здания Дворянского собрания (фото 1977 г.) –
единственное в советское время сохранившееся изображение пензенского герба в городе 




Комментарии

Написать отзыв

Примечание: HTML разметка не поддерживается! Используйте обычный текст.